Крапивенская средняя школа № 24 имени Д.А. Зайцева
301233, Тульская область, Щёкинский район, село Крапивна, улица Школьная, дом 3а
  • Информационная безопасность

        Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей.

    Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц.

    Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

    • персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    • обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    • защищенная законом интеллектуальная собственность.

    ФИШИНГ ПИСЬМО.

    КАК РАСПОЗНАТЬ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Фишинг (англ. phishing) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение идентификационных данных пользователей (логин, пароль, номер кредитной карты и другой конфиденциальной информации), а также запуск вредоносного программного обеспечения на компьютере пользователя.

    КАК РАСПОЗНАТЬ?

    1. Вы не ждали этого письма.

    Конечно, следует обращать внимание на отправителя и получателя письма.

    Но злоумышленники научились имитировать письма от известных организаций, и адрес отправителя, и содержания письма может выглядеть очень достоверно.

    Письмо может быть передано и от знакомого вам человека, если его ПК заражен вредоносным ПО или он по неосторожности переадресовал письмо Вам.

    2. В письме Вас просят срочно совершить действие: перейти по ссылке, открыть вложение и т.д.

    Получив письмо, в котором сообщается о блокировке важного аккаунта (например, интернет-банка), о наличии задолженности или штрафа, важном сообщении от организации, люди стремятся поскорее выполнить указание в письме, не задумываясь о потенциальной опасности.

    3. В письме имеется ссылка для скачивания файлов.

    Ссылка – элемент письма (например, текст или картинка), нажав на который Вы будете переадресованы на некую интернет страницу. При наведении курсора на ссылку он меняет форму на

    Перейдя по ссылке в письме Вы можете загрузить вредоносное ПО!

    Наведите курсор мышки на ссылку (не нажимая на нее, ссылка появится или рядом с курсором или в левой нижней части окна) и посмотрите на название сайта, который Вам предлагают посетить. В новой вкладке браузера в ручную вбейте полученную ссылку (не копируя ее). Такой метод позволит заметить ошибки в ссылке.

    4. Обратите внимание на вложение к письму.

    В архиве, прикрепленном к письму, может содержаться вредоносное ПО.

    Очень часто злоумышленники архивируют вредоносное ПО. В таком виде его сложнее обнаружить системам защиты. Также в архиве помимо видимых, на первый взгляд безвредных файлов, могут быть скрытые файлы, которые активируют вредоносное ПО.

    Важно проверить, что в почтовом клиенте у вас отображается расширение файлов!

    IconIconIconIconIconIcon

    Расширение файла – формат файла, группа букв после последней точки.

    Слева приведены наиболее распространенные форматы файлов.

    Обратите внимание на иконки и расширения!

    Нельзя открывать файлы следующих расширений: .app, .exe, .bat, .js, .scr!

    Также остерегайтесь файлов с двойным расширением (например, Регламент.docx.js)!

    Картинки по запросу OLE-объект

    На практике встречаются случаи получения по электронной почте обычного «вордовского», «экселевского» файла, внутри которого, помимо текста, есть изображение, гиперссылка (на неизвестный сайт в Интернете), встроенный OLE-объект (объекты, созданные в других программах – чертежи, рисунки, схемы). При нажатии на такой объект может произойти  заражение.

    Картинки по запросу иконка файла word с макросом

    Также такие файлы могут содержать программный код (макросы). При запуске файлов с макросами система их блокирует. Для активации макроса необходимо нажать «Включить содержимое». Запускайте содержимое только в проверенных файлах.

    5. Обратите внимание на опечатки.

    Обращайте внимание на возможные опечатки, орфографические ошибки, большое количество прописных букв, совпадение названий организации, имени отправителя и содержимого в тексте электронного письма

    ЧТО ДЕЛАТЬ?

    1. Если Вы получили письмо, в котором от Вас требуют какого-либо взаимодействия, в том числе незамедлительного, или же такое письмо вызывает у Вас любопытство, чувство страха или побуждает к действиям,

    например, «открой», «прочитай», «ознакомься», то задумайтесь и задайте себе следующие вопросы:

    - ожидаю ли я это письмо?

    - есть ли смысл в том, что от меня требуют?

    - знаю ли я автора этого письма?

    - уверен ли я в безопасности полученного электронного письма?

    Если ответ хотя бы на один из озвученных выше вопросов «нет» -внимательно проанализируйте содержимое письма и, при необходимости, свяжитесь для консультации со своим администратором безопасности или сотрудником технической поддержки.

    2. Не нажимайте на ссылки, если они заменены на слова.

    3. Не копируйте адрес ссылки.

    4. Не открывайте и не скачивайте вложения, особенно, если в них содержатся документы с макросами, архивы с паролями, а также файлы с расширениями RTF, LNK, CHM, VHD.

    5. Не подгружайте картинки от незнакомых людей.

    6. Не запускайте макросы в офисных приложениях (макрос – это набор команд и инструкций, группируемых вместе в виде единой команды для автоматического выполнения задачи.).

    7. Не пересылайте письма коллегам.

    8.В случае наличия признаков потенциально-опасного письма откройте письмо и перешлите его с пометкой «Прошу проверить приложенное письмо на наличие вредоносной активности» на адрес servicedesk@tularegion.ru (omnitracker).

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    http://www.tvidi.ru/ -  «Твиди» - детский портал-соцсеть: игры, общение, дневники, фотографии и видеоматериалы.

    www.mirbibigona.ru/ - «Страна друзей»:детская соцсеть: общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости.

    http://www.smeshariki.ru/ - «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы.

    http://www.solnet.ee/  -  «Солнышко»: детский портал.Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей.

    http://www.1001skazka.com  - «1001 сказка». На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги

    http://vkids.km.ruNachalka.info - учись, играй, развивайся!

    http://www.nachalka.info/ -  это сайт для детей, учащихся в начальной школе, а также их родителей и учителей. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы! Наш сайт создан для того, что бы сделать обучение по школьной программе интереснее и увлекательнее. Множество упражнений по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру не только развлекут ребенка, но и помогут закрепить навыки, требуемые в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

    http://membrana.ru – «Люди. Идеи Технологии». Информационно-образовательный интернет-журнал о новых технологиях.

    http://www.teremoc.ru - Детский сайт «ТЕРЕМОК» с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами.

    http://www.murzilka.org/ - Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией.

    www.ladushki.ru  - Сайт для малышей и малышек.Мультфильмы, азбука, счет, рисунки.

    Рекомендованные сайты для подростков:

    http://www.girl-and-boy.ru/index/about_girl_and_boy/0-14 - Это сайт для подростков! Вся их жизнь как на ладони. Можно найти ответы на любые интересующие тебя вопросы, поделиться радостью и горестью, узнать много нового, о чём раньше даже и думать не мог. Познакомься с замечательными людьми. Общайся и заводи новых друзей. Этот мир создан для тебя!

    http://www.teenclub.ru/ - «Teenclub» - портал для подростков. Все в одном месте: рефераты, сочинения, гороскопы, анекдоты, новости, образование, любовь, игровые новинки, здоровье, мода, стиль, знакомства, объявления, форумы, чат, раскрутка сайтов, дизайн и многое другое.

     http://www.e-parta.ru/ -Блог школьного «Всезнайки» - это ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов Всемирной паутины.

    Родителям. 
    Чего боятся родители в интернете?
     

    • Нежелательный контент
    • Интернет-знакомства
    • Кибербуллинг
    • Кибермошенничество
    • Интернет- и игровая зависимость
    • Вредоносные программы

    10 правил безопасности в интернете для школьников

    Советоваться с родителями

    Если ребенок хочет зарегистрироваться на каком-либо сайте, создать профиль в социальной сети и выложить свои фотографии, лучше перед этим посоветоваться с родителями. Взрослый человек сможет лучше проанализировать ситуацию и понять, опасен ли сайт, а также помочь выбрать снимки, которые можно выложить на всеобщее обозрение.

    Если ребенка кто-то обижает или преследует в сети, об этом также важно сообщать взрослым.

    Беречь личные данные

    Даже если ребенок думает, что хорошо знает человека, с которым общается онлайн, не нужно рассказывать подробности о себе и о родителях. Номер телефона, адрес, номер школы и класса, место работы родителей и их график, время, когда в квартире нет взрослых, а также данные из документов, номера банковских карт – такую информацию ни в коем случае нельзя передавать другим людям.

    Не делиться информацией о знакомых

    Правило, приведенное выше, распространяется и на других людей. Не нужно рассказывать про друзей и одноклассников, сообщать, где они живут и учатся, какие кружки посещают. Нельзя показывать их фотографии – ни выкладывать их в своих профилях в социальных сетях, ни тем более в частной переписке. Если хочется выложить групповое фото с праздника или тренировки, сначала стоит обсудить это с теми, кто изображен на снимке. И лучше, если они сообщат родителям, что такое фото публикуется в интернете.

    Фильтровать информацию

    Мошенники активно используют интернет в своих интересах. Они могут обманывать людей и манипулировать ими, давя на жалость или страх. Поэтому не стоит слепо доверять всему, что пишут в онлайне.

    Основные правила:

    • не открывать подозрительные письма;
    • игнорировать сообщения, полученные от незнакомцев;
    • не переходить по ссылкам, обещающим много интересного бесплатно.

    Если кто-то в письме или сообщении в чате просит помощи, лучше уточнить, что произошло и произошло ли это на самом деле – обычно родителям, родственникам, друзьям можно перезвонить.

    Проверять данные

    Даже взрослые люди попадаются на удочку мошенников и принимают неверные решения – не все можно выяснить за несколько минут и пару кликов мышкой. Но, например, обилие рекламы на странице и «кричащие заголовки», которые предлагают много, бесплатно и прямо сейчас – это четкий признак того, что доверять информации с сайта не следует.

    Также можно:

    • поискать ту же информацию в других источниках, чтобы сравнить детали и способ ее подачи;
    • уточнить у родителей, друзей и знакомых, насколько эта информация соответствует действительности.

    Не общаться с чужими людьми

    Это правило очень сложно соблюдать в интернете. Но одно дело – говорить с тем, кто уже месяц или полгода играет в ту же онлайн-игру, и совсем другое – отвечать на первое же письмо того, кто назойливо стучится в личные сообщения. Любая назойливость, частые обращения, просьбы что-то написать и тем более прислать фото – это весомый повод для того, чтобы сразу же прекратить общение и заблокировать человека.

    Придумывать сложные пароли

    Простой пароль не только легко запомнить, но и очень просто взломать. Поэтому при его составлении лучше:

    • придумывать сложные комбинации, состоящие из заглавных и строчных букв, цифр и символов;
    • использовать разные пароли для разных сайтов – иначе тот, кто взломает один профиль, легко получит доступ ко всем прочим.

    Обращать внимание на сайты

    Один из приемов, который часто используют мошенники – фишинг. Они создают поддельный сайт, который очень похож на тот, которым все часто пользуются. Он может имитировать почтовый сервис, социальную сеть или игру. Но введя туда свои конфиденциальные данные, можно стать жертвой интернет-мошенников. Поэтому важно быть внимательным и обращать внимание на детали, в частности, на адрес сайта: он может отличаться от правильного всего на одну-две буквы, например, для «ВКонтакте» – vc.com или vk-com.com вместо правильного vk.com.

    Уметь отличать поддельные аккаунты

    Рассказывать о себе в интернете можно что угодно, ведь проверить эту информацию сложно. Поэтому сразу бывает трудно распознать того, кто создал фальшивую личность и пользуется ей для общения. Но есть несколько формальных признаков подделки, вызывающих сомнения:

    • малое количество друзей или полное их отсутствие у того, кто хочет пообщаться;
    • стремление часто соглашаться, постоянно писать что-то вроде «да, и я тоже», «и у меня такое было», «мы так с тобой похожи»;
    • назойливость, нежелание прерывать разговор даже после того, как собеседника прямо об этом попросили;
    • солидная разница в возрасте – странно, если взрослый человек набивается в друзья ребенку.

    Помнить о вежливости

    В любой ситуации, даже если кажется, что это обман, не стоит грубить и тем более использовать нецензурную лексику. Важно писать грамотно и держать эмоции под контролем. Лучше обойтись без «капслока» – предложения, набранные крупным шрифтом, по правилам сетевого этикета считаются громким криком. Если разговор не нравится, можно просто закрыть ноутбук или выключи смартфон. Не стоит отвечать на оскорбления оскорблениями, лучше молча заблокировать обидчика.

    И напоследок – главное

    Интернет – это лишь еще одна технология, расширение реальности. Поэтому на онлайн-просторах не стоит делать того, что неприемлемо в повседневной жизни. Травля? Преследование? Шантаж? Вымогание денег? Настойчивые требования прислать фотографии? При любой попытке проникнуть в личное пространство, лучше всего сообщить об этом родителям. Злоумышленникам трудно противостоять в одиночку, поэтому здесь важна поддержка близких людей. Главное не бояться говорить об этом!

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Методические и справочные материалы

    Материалы к урокам безопасного интернета

    • 1 материал
    • 2 материал
    • 3 материал. 

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    • 1 конкурс или проект
    • 2 конкурс или проект
    • 3 конкурс или проект. 

    Международный проект «Название проекта»

    • 1 тезис о проекте
    • 2 тезис о проекте
    • 3 тезис о проекте. 

    Дополнительные методические материалы

    • 1 материал
    • 2 материал. 
    • 3 материал

    Фотографии о информационной безопасности

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie